Накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) ожидают значительные изменения. Улучшения внесены в главный закон-регулятор системы – 117-ФЗ от 20 августа 2004 года.
9 сентября 2020 года заканчивается общественное обсуждение проекта внесения изменений в этот закон.
 
Проект обновленного федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» безусловно направлен на повышение эффективности использования средств федерального бюджета и реализации военнослужащими прав на жилищное обеспечение. Проект предусматривает следующие изменения и нововведения:

 

1.Изменения, касающиеся реализации прав участников НИС на накопления для жилищного обеспечения:

 

1.1. Выплату всех денежных средств, положенных участнику в рамках системы, будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека».

 

Предусмотрена передача полномочий по всем выплатам в рамках НИС в один уполномоченный орган – ФГКУ «Росвоенипотека». В настоящее время ФГКУ «Росвоенипотека» выплачивает участникам системы фактические накопления для жилищного обеспечения с именных счетов. Те средства, которые могли бы накопить участники, положенные им при досрочном увольнении по льготной статье (денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения), сегодня выплачиваются финансовыми органами, в которых участники системы состоят на финансовом обеспечении.

 
Проект федерального закона предусматривает, что все выплаты будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека» непосредственно при закрытии именных накопительных счетов и исключении военнослужащих из НИС.
Такой подход обеспечит оперативное и своевременное осуществление положенных при увольнении выплат, увеличит суммы инвестиционного дохода участников, а также решит вопрос своевременного и полного возврата в федеральный бюджет денежных средств, предоставленных участникам после увольнения в тех случаях, когда они несвоевременно информируют о данном факте ФГКУ «Росвоенипотека» (или не информируют вовсе), в результате чего у бывших военнослужащих возникает задолженность по возврату средств в федеральный бюджет.

 

1.2. Закрепляется право на продолжение участия в системе военнослужащих, ошибочно включенных, но купивших жилье.

 

Законопроект дает право военнослужащим, ошибочно включенным в реестр, но уже реализовавшим свое право на накопления для жилищного обеспечения (если они фактически уже получили накопления для жилищного обеспечения, средства дополняющие накопления для жилищного обеспечения или средства, предоставленные по договору целевого жилищного займа) на продолжение участия в НИС. Если же такой военнослужащий не получал средства накоплений, он подлежит исключению из реестра.

 
Данный  подход отражает позицию Конституционного Суда Российской Федерации и способствует принципам правовой определенности и поддержания доверия к закону, защищает права военнослужащих.

 

1.3. Средства накоплений, получаемые после 20 лет выслуги, можно будет направлять только на цели жилищного обеспечения.


В целях повышения эффективности использования средств НИС, а также приведения в соответствие законодательства о НИС принципам обеспечения жильем, заложенным в законе о статусе военнослужащих, законопроект предусматривает предоставление военнослужащему накоплений для жилищного обеспечения в период службы только непосредственно для приобретения жилья (в виде целевого жилищного займа до возникновения права на накопления или в виде накоплений после получения права на них).


Основания возникновения права на использование накоплений при этом остаются неизменными.


Сегодня данные средства зачастую расходуются нецелевым образом и соответственно не выполняют свою социальную функцию. С внесением изменений в закон такая не отвечающая интересам жилищного обеспечения военнослужащего практика будет прекращена.

 

1.4. Гармонизируются право на приобретение жилого помещения и право на использование накоплений участниками НИС.

 

Согласно действующей редакции 117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы вправе приобрести жилое помещение через три года после включения в реестр. В среднем, общая продолжительность военной службы участника НИС, который приобретает жилое помещение сразу после возникновения у него такого права, составляет 8 лет. При этом право на использование накоплений возникает при достижении минимальной общей продолжительности военной службы 10 лет при досрочном увольнении по льготным основаниям.


Проект федерального закона устанавливает единый подход к возникновению у военнослужащего права на приобретение жилого помещения и права на использование накоплений при досрочном увольнении по льготным основаниям.


Законопроектом предусмотрено, что средства накоплений для жилищного обеспечения по договору целевого жилищного займа будут предоставляться военнослужащему не менее чем через 5 лет его участия в НИС. Общая продолжительность военной службы такого военнослужащего, как правило, составляет не менее 10 лет.

Ожидается, что обновленный закон исключит случаи возникновения просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет военнослужащими, которые увольняются с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, предельному возрасту или семейным обстоятельствам.

Кроме того, такой подход увеличит сумму первоначального взноса при покупке жилья, т.е. уменьшит сумму средств, заемных в банке, и сэкономит средства бюджета на погашение банковского кредита с процентами.


2.Изменения, касающиеся уточнения норм законодательства относительно порядка участия в  НИС:

Оптимизирован порядок включения в НИС прапорщиков и мичманов, солдат и сержантов.


В ходе реализации накопительно-ипотечной системы сложилась практика неоднозначного применения редакции закона в вопросе включения в НИС прапорщиков и мичманов, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. Основанием участия таких военнослужащих в системе является общая продолжительность военной службы по контракту три года.


Действующий подход не обеспечивает должным образом права указанных военнослужащих на жилищное обеспечение в связи с тем, что в определенных случаях таким военнослужащим выгоднее обеспечиваться в натуральной форме, а не включаться в НИС. Дополнение, вносимое в закон, уточняет для этой категории срок общей продолжительности военной службы не более трех лет.


Также предлагается не включать солдат и сержантов, проходящих обучение в военных образовательных учреждениях, в реестр участников НИС в обязательном порядке.

 

3.Изменения, касающиеся защиты прав членов семьи участников  НИС:

 

3.1.Членам семьи предоставлена возможность получать накопления за погибшего участника НИС.


Законопроект закрепляет право членов семьи (а в случае их отсутствия – родителей (усыновителей)) участника НИС, который исключен из реестра с правом на использование накоплений, но в связи с гибелью (смертью) не получил их, на получение указанных средств с именного накопительного счета участника.


Такой подход защищает права членов семьи погибших военнослужащих.

 

3.2. За участниками НИС сохраняется право на «служебку».


Законопроект сохраняет участникам НИС право на обеспечение служебным жильем или получение компенсации за поднаем жилья в период прохождения военной службы в установленном порядке.

 
При этом, если участник приобрел жилое помещение по договору участия в долевом строительстве по месту военной службы, данное право сохраняется за ним до подписания акта о передаче жилого помещения. Такой подход защищает права военнослужащих – участников долевого строительства и членов их семьи, так как обеспечивает их жильем на время строительства приобретенного, но еще не достроенного объекта недвижимости.

 

Помимо вышеизложенного, в обновленном законе имплементированы иные уточнения юридико-технического характера.

 

В целом, следует отметить, что предлагаемые изменения работают в направлении оптимизации системы и более тонкой настройки действующих алгоритмов для более эффективного решения вопроса жилищного обеспечения военнослужащих.


Кроме того, реализация проекта федерального закона обеспечит экономию средств федерального бюджета.